1) Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространенных предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие методы используются в научных
исследованиях? (Назовите любые три метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) методов
приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке.
(Каждый пример должен быть сформулирован
развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в
разных науках.)
Ответ:
1)
Обоснование. Взаимосвязь уровней научного познания
проявляется в том, что на эмпирическом уровне учёные взаимодействуют с
объектами исследования и собирают опытные данные, а на теоретическом уровне
собранные данные осмысливаются, анализируются, становятся основой для научной
теории и закона. Также их взаимосвязь проявляется в том, что выдвинутые
гипотезы и существующие теоретические положения проходят проверку на
эмпирическом уровне с помощью экспериментов, наблюдения и других эмпирических
методов. Так оба уровня познания дополняют друг друга и делают возможным
процесс получения истины.
2)
Научные методы:
3)
Примеры:
а) Эксперимент.
Иван Павлов проводил эксперименты на собаках, изучая
формирование рефлексов. Он выдавал собаке пищу одновременно с определенным
звуковым сигналом. После нескольких повторений слюноотделение начиналось при
одном только звуковом сигнале без подачи еды.
б) Наблюдение.
Михаил Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по
диску Солнца и заметил ореол света вокруг планеты. Благодаря этому наблюдению
он сделал вывод о наличии у Венеры атмосферы.
в) Классификация.
Дмитрий Менделеев расположил химические элементы в
порядке возрастания их относительной атомной массы и в зависимости от повторяющихся
химических свойств.