Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три механизма (пути, способа) разрешения политических конфликтов в демократическом обществе. (В каждом случае сначала назовите механизм (путь, способ), затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
1) Обращение к арбитру.
Например, в 1998 году Государственная Дума РФ дважды отклонила одну и ту же кандидатуру С.В. Кириенко на пост Председателя Правительства РФ, предложенную Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Согласно части 4 статьи 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент РФ может назначить Председателя Правительства РФ и распустить Государственную Думу.
Государственная Дума считала, что Президент не вправе повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства, а Государственная Дума может быть распущена Президентом только после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур Председателя Правительства. Государственная Дума отправила запрос в Конституционный суд РФ о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд, рассмотрев дело, признал право президента трижды предлагать парламентариям одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства. Также Конституционный суд подтвердил, что глава государства должен распустить нижнюю палату, если эта кандидатура будет отвергнута.
2) Консенсус (достижение согласия).
Например, в 2010 году возник конфликт между партиями «Справедливая Россия» и «Единая Россия» из-за заявлений на телевидении С. Миронова, лидера партии «Справедливая Россия», что его партия совершенно не одобряет антикризисные меры правительства В. Путина, и категорически не согласна с бюджетом. Кроме того, С. Миронов отметил необходимость реальной конкуренции для становления реальной многопартийности в стране. Партии начали обмениваться оскорблениями и критикой. В дальнейшем в результате политических консультаций между партиями ее лидеры подписали политическое соглашение о поддержке стратегического курса Президента РФ и Председателя Правительства РФ, также участники соглашения обязались стремиться к коалиционным действиям при обсуждении вопросов и реализации общенациональных задач, разногласия обсуждать в ходе цивилизованной дискуссии.
3) Компромисс.
Например, после распада СССР существовала угроза распада самой России. Так, Республика Татарстан объявила о своей независимости. В 1992 году Татарстан не подписал Федеративный договор, и с ним были начаты длительные переговоры. Стороны пошли на взаимные уступки и в результате этих переговоров были решены многие накопившиеся проблемы в отношениях между Татарстаном и Россией. В 1994 году был заключён Договор «О разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан и взаимном делегировании полномочий».