Объясните взаимосвязь процессов социализации индивидов и механизмов социального контроля.

1) Объясните взаимосвязь процессов социализации индивидов и механизмов социального контроля. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространенных предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)

2) Кто является агентами первичной социализации? (Назовите любые три агента первичной социализации.)

3) Для каждого из указанных в пункте 2) агентов первичной социализации приведите по одному примеру, иллюстрирующему его социализирующее воздействие на индивида. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)

Ответ:

1) Обоснование. Социализация направлена на включение индивида в общество посредством усвоения существующих социальных норм, ценностей, моделей поведения. Социальный контроль, например, с помощью санкций поощряет должное поведение в обществе, или же противодействует негативному. Так механизмы социального контроля закрепляют результаты усвоения индивидом необходимых знаний, обеспечивают успешность процесса интеграции человека в социум.

2) Агенты первичной социализации:

а) семья;
б) друзья;
в) учителя.

3) Примеры:

а) Семья.

Настя с мамой на выходных готовили ужин всей семье. Мама научила дочку замешивать тесто и делать пирог яблоками (усвоение полезных практических навыков).

б) Друзья.

Олег с друзьями участвовали в турнире по компьютерной игре. В ходе нескольких игр они поняли, как оптимально распределить роли и обязанности в команде, что необходимо слушаться лидера команды и помогать советом друг другу (усвоение навыков коллективной работы).

в) Учителя.

Учитель привел школьный класс на экскурсию в музей живописи, там он объяснил детям, что нельзя ничего трогать, шуметь, бегать по залу (усвоение правил поведения в общественном месте).